вторник, 27 января 2015 г.

Зоотерапия – перспективный метод лечения и профилактики психических расстройств


Домашние животные могут не только поднять настроение, но и помочь в лечении таких серьезных заболеваний, как центральный паралич, шизофрения, синдром Дауна и аутизм. Общение с кошками, собаками и лошадьми помогает обрести гармонию, а удивительные способности пчел и пиявок – укрепить здоровье.

2 апреля — всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Данное расстройство психики возникает вследствие нарушений развития головного мозга. Люди с данным недугом замкнуты и избегают практически любого общения и взаимодействия с окружающими. Социализировать и адаптировать их к окружающему миру можно за счет программ длительного спецобразования и поведенческой терапии. Приступать к этому следует на ранних этапах жизни, а лучше всего в детском возрасте. В качестве одной из методик, снижающей тяжесть симптомов и неадаптивного поведения может быть использована зоотерапия, так же известная, как пет терапия и анимал терапия.
Общение с животными как способ лечения

Упоминания об участии животных в помощи больным можно найти в истории первых цивилизаций. К примеру, в Древней Греции собаки играли одну из главных ролей в культе бога врачевания Эскулапа, зачастую посещавшего пациентов в виде пса. В Древнем Риме существовало понятие «собака-целитель». В культуре Древнего Египта кошки также занимали далеко не последнее место, отвечая за плодородие и материнство. Однако научные обоснования благотворного влияния животных на людей появились сравнительно недавно. К одному из первых официальных упоминаний зоотерапии в медицине можно отнести случай произошедший в конце XVIII века в Великобритании. Пациентам психиатрической больницы The Retreat York был поручен уход за несколькими питомцами. Как и предполагалось, забота о новых друзьях положительно сказалась на душевном самочувствии больных.

Сам термин зоотерапия или пет терапия (pet therapy) был сформулирован только к 70−ым годам XX века в США детским психологом Борисом Левинсоном. Проводя сеансы с маленькими пациентами, он заметил благотворное влияние собаки, находившейся в кабинете на эмоциональное состояние детей. Подобное отметила и медсестра Элайна Смит, работавшая в одной из больниц Англии, пациентов которой часто навещал священник со своим золотистым ретривером. В 1976 году г-жа Смит основала Международную организацию по участию собак в лечение больных людей (Therapy Dogs International), действующую и по сей день. Общение с животными может послужить своеобразным стимулом к жизни, позволяет больным людям самостоятельно добиться положительных результатов в состоянии своего здоровья. В ряде случаев зоотерапия помогает врачам установить контакт с пациентом, уходящим от общения по некоторым психологическим причинам.
 
Виды и показания к зоотерапии

Самой распространенной и доступной терапией с участием животного является – канистерапия, где главным «лекарем» выступает собака. Зачастую канистерапию применяют в качестве вспомогательной психотерапевтическаой методики при работе с пациентами, тяжело идущими на контакт, а также для улучшения состояния детей с синдромом Дауна, церебральным параличом, страдающих олигофренией и дефицитом внимания. Собаки помогают развивать у детей эмоциональные, умственные способности и функции опорно-двигательного аппарата. Тому в подтверждение исследования НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук.

Согласно данным ученых, занятия с собаками улучшают психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, общую моторику, снижают количество эпилептических припадков. При этом, неразговорчивые дети становятся более общительными, а дети с пониженной эмоциональностью начинают проявлять способность активно реагировать на окружающий мир. Кроме того, терапия с участием четвероногих хорошо зарекомендовала себя при преодолении проблем, связанных с социальной адаптацией для воспитанников детских домов.

В России найти центр по реабилитации с участием собак можно практически в каждом регионе. В Москве этим занимается некоммерческий фонд «Ордынцы», группа «Солнечный пес», центр «Собаки — помощники инвалидов». В Астраханской области — госучреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие», в Уфе (Республика Башкортостан) — центра пет-терапии «Школа 3000», в Магнитогорске (Челябинская обл.) — волонтеры клуба «Кинолог».

Данная терапия также распространена и на Западе. Более того, она официально признана и во многих европейских странах подготовкой собак занимаются госучреждения. К примеру, в Польше специальность «канистерапевт» введена в государственный список профессий. В России говорить об этом преждевременно, но определенные усилия принимаются. Так Санкт-Петербургский Педагогический университет подготовил программу «Петербургская зоотерапия», по которой собаки участвуют в лечебной работе детских больниц и медицинских центров.

Не менее распространена в мире и фелинотерапия, предполагающая профилактику и лечение различных заболеваний при помощи контактов с кошками. Общение с этими животными показано при депрессии, неврозах, маниях и шизофрении. Кроме того, по словам некоторых врачей, кошки помогают нормализовать артериальное давление и снижают риск развития инсультов и инфарктов благодаря тому, что дарят своим владельцам состояние покоя. Более того, кошачье мяуканье на частоте от 20 до 50 Герц может оказывать расслабляющий и исцеляющий эффект. За счет воздействия звуковых колебаний данной частоты повышается плотность костей, что способствует сращиванию переломов.

В случае если пациенту необходимо наладить координацию либо восстановиться после травмы, то в качестве реабилитационной методики может быть применена иппотерапия, предполагающая заботу и езду на лошадях. В данном лечении уделяется внимание как к физическому, так и к психологическому состоянию больного. Общение с лошадью дает устойчивый положительный эмоциональный фон, который сам по себе является целебным. Лошади на столько хорошо справляются в помощи людям после ампутаций, с рассеянным склерозом и эпилепсией, что, к примеру, в Финляндии уже более 20 лет ведется подготовка иппотерапевтов.

Еще одним из видов медико-психологических реабилитаций является дельфинотерапия, показанная людям, перенесшим тяжелые психологические травмы или имеющим врожденные дефекты и патологии в развитии. В целом наблюдение за рыбами, к примеру, аквариумными помогает успокоиться и снять стресс.

Помимо непосредственного контакта с животными зоотерапия также предполагает и использование издаваемых ими звуков. Так гармонизировать эмоциональное состояние и улучшить настроение могут пернатые. Попугаи и их щебет скрасит время людям с тяжелыми заболеваниями, малоподвижным, прикованным к постели или страдающим нарушением зрения.

В зоотерапию также можно включить апитерапию – лечение с помощью ужаливания пчёл и гирудотерапию — лечение медицинскими пиявками. Применение этих методов эффективно при варикозных расширениях вен, тромбофлебите, болезнях кожи.



Все имеет свойство как лечить, так и калечить

Для зоотерапии существует ряд медицинских ограничений. Среди противопоказаний: аллергия на шерсть, перья, перхоть или слюну животных, туберкулез, инфекционные и воспалительные заболевания кожи и дыхательных путей. Контакты с животными могут быть противопоказаны пациентам с онкологическими заболеваниями, людям страдающим эпилепсией, а также склонным к припадкам ярости или гнева.
 
Если дома есть четырехлапый друг

Доказано, что в семье, где есть домашние животные, дети отличаются крепким здоровьем и хорошим иммунитетом. Кроме того, такие дети, как правило, эмоционально уравновешенны. Ребенок наблюдает и с легкостью улавливает настроение животного по его позе, взгляду, движению, что позволяет ему знакомиться с обширным спектром эмоций: радостью, доброжелательностью, грустью, обидой, злостью – они становятся для него понятны и узнаваемы. Общаясь с домашним питомцем, ребенок учится эмпатии: сочувствию и сопереживанию, пониманию состояния окружающих.

Российскими учеными выявлена одна интересная особенность, согласно которой дети, ухаживающие дома за кошкой отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью и некоторой закрытостью. Те же дети, у кого дома живут собаки — аккуратны, дисциплинированны, общительны, открыты к взаимодействию и склонны к лидерству, однако зависимы от чужого мнения.

Существует предположение, что манера поведения животного может отразиться на формировании определенных черт личности у детей. В любом случае, общение с животными способствует у ребенка повышению внимания, стимулирует вербальную и невербальную активность. Кошки чаще всего помогают компенсировать потребность в телесном контакте, а собаки — необходимость в живом эмоциональном общении.

При выборе питомца помимо состояния его здоровья необходимо изучить его индивидуальные психологические особенности. Узнать о привычках, выяснить условия воспитания и обратить особое внимание на то, как животное знакомится и ведет себя.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий